Сергей Бодров погиб в Кармадонском ущелье 30 сентября 2002 года. Ему было 30 лет. Алексей Балабанов очень дружил с Бодровым, несмотря на разницу в возрасте.
Режиссер воспринял гибель Сережи и съемочной группы (многих членов которой знал) как личную трагедию. Все время повторял «я должен был быть вместе с ними» и «лучше бы я умер».
До гибели Бодрова почти все фильмы Балабанова были с хорошим концом. Да, часто противоречивым, неоднозначным, или оставляющим много вопросов. Но — с хорошим.
После гибели Бодрова — все были с плохим, кроме «Жмурок», да и те не факт что заканчиваются совсем уж супер. Апофеозом черной тоски и безнадеги после смерти Сергея Сергеевича стал фильм Балабанова «Груз-200».
Видите ли в чем дело, есть кино и есть кино. Иначе говоря, кино это продукт очень разноплановый. Фильмы бывают разные. Не все интересные. Например, «Сталкер» — длинная, тягучая картина, которую за один подход-то и не осилить.
«Груз 200» это фильм захватывающий и динамичный. Действие развивается стремительно, оторваться невозможно. Оно буквально завораживает, но события, происходящие на экране, скорее ужасают, а не радуют.
Смотреть этот фильм с развлекательной целью точно не стоит. Но если хочется острых ощущений — тогда он вам подходит.
Сейчас будут писать «это всё вранье, в СССР такого не было». Ну во-первых подобное происходило везде. Просто замените звероватого милиционера Журова на полицейского из Чикаго, а десантника Колю на жертву войны во Вьетнаме.
Конечно, Балабанов жил в России и снимал про Советский Союз. А что, ему про Индонезию что ли снимать? Да с какой стати?
Идем далее. Пороки, которые показаны в Грузе-200 (и Алексей Октябринович совершенно ясно показывает свое негативное к ним отношение) — жестокость, равнодушие, цинизм, трусость, стяжательство, карьеризм. Что, их разве нет в жизни?
По поводу жестокости в фильме. Вы знаете, когда Ганнибал Лектер ест мозги и это показывают в прайм-тайм, почему-то никто не ропщет.
Когда у маленького Ганнибала Лектера на его глазах сварили и съели сестру, а через десять лет он пооткусывал «едокам» щеки — всё нормально.
Я лично смотрел этот фильм в кино. Когда в «Криминальном чтиве» герою простреливают голову, а потом полчаса отмывают машину от мозгов — все о`кей, ведь это же шедевр мирового кинематографа. Более того, сейчас я скажу «крамольную» вещь.
Вот в «Грузе-200» главная героиня остается жива. У нее немного шансов, хотя в обычном мире (не киношном), ее давно бы уже нашли и освободили — ну просто соседи бы вызвали милицию из-за неприятного запаха.
Не только же там один Журов в городе. Но так или иначе, финал открытый — героиня выжила. А в «Жестоком романсе» Ларису убили, и всё. Скажете, в «Грузе-200» Алексея расстреляли за преступление, которое он не совершал?
Ну так в «Жестоком романсе» Карандышев пойдет на каторгу, хотя главный виновник смерти Ларисы — конечно же, Паратов. Я сами фильмы не сравниваю. Я просто предлагаю задуматься.
А теперь относительно «чернухи». Вот фильмы Юрия Быкова я бы назвал так: «он пугает, а мне не страшно». Там почти все герои плохие. Но изобразительный талант художника таков, что смотришь фильмы Быкова, как кино.
А «Груз-200» как часть нашей жизни. Потому что Балабанов гений и умел снимать абсолютно реалистично. Что, в «Грузе-200» нет положительных героев? Да полно! Вьетнамец Сунька.
Дочка военкома — проявила благоразумие, не пошла на ночь глядя шататься на дискотеку, и осталась жива. Да и сам военком и его мать вполне нормальные люди. Как и сын профессора. Лоботряс, но никакого криминала за ним нет.
Я не то что большой фанат «Груза-200». Я бы назвал его «антикино». То есть нечто чрезвычайно талантливое, безумно реальное, но ни в коем случае не предназначенное для развлечения или даже для образования и сопереживания.
Это такой аттракцион, типа «комнаты ужасов», где очень страшно. Просто делали его гениальные люди, вот он и получился таким отталкивающим, вызывающим стол бурные эмоции.
Если вам не нравится подобное — не смотрите. Если уже смотрели, очень интересно было бы узнать ваше мнение… И еще вопрос — а есть какой-нибудь фильм пострашнее? Посмотрел бы.