Кинорежиссеры открыли талант актрисы, когда ей было уже за пятьдесят. Она быстро стала популярной и востребованной. А фильмы с участием Евгении Ханаевой по праву вошли в Золотой фонд советского кинематографа.
Евгения Ханаева родилась 2 января 1921 года в городе Богородске (ныне Ногинск) Московской области.
Мама — домохозяйка, отец Никандр Сергеевич Ханаев – оперный певец, солист Большого театра, народный артист СССР, лауреат трех Сталинских премий.
Юность Жени, единственного ребенка в семье, прошла в Москве, в шикарной пятикомнатной квартире в Брюсовом переулке. Девочку возили на автомобиле, у отца был личный водитель.
Но Женя росла скромной, не задирала нос и не зазнавалась. С раннего возраста она занималась музыкой, вокалом, но грезила сценой, мечтая стать актрисой.
И вопреки желанию родителей, которые хотели чтобы дочь стала юристом, она после школы поступила в Школу-студию МХАТ. Ее педагоги — прославленные мастера сцены И.М.Москвин, В.И.Качалов, О.Л.Книппер-Чехова.
С 1947 года Евгения вошла в труппу Московского художественного театра, перед которым преклонялась.
Но ей доставались эпизодические и небольшие второстепенные роли: Белка в «Двенадцати месяцах», Миссис Чик в «Домби и сын», Княжна в «Плодах просвещения» и др.
Только когда МХАТ возглавил Олег Николаевич Ефремов, творческая жизнь Ханаевой сделала крутой вираж, удача улыбнулась ей.
Новый главреж сумел разглядеть в Евгении Никандровне не только талант, но притягательность, обаяние, особый шарм.
Он задействовал ее в интересных ролях: Анна Романовна в пьесе «Старый Новый год», Миленина в «Заседании парткома», Зинаида Лебедева (Зюзюшка) в «Иванове», Виолетта Матвеевна Нуйкина — «Мы, нижеподписавшиеся», Елена — «Круглый стол под абажуром» и др.
Ханаева дебютировала в кино в 1966 году в эпизоде картины «Человек без паспорта», но ее появление на экране прошло незамеченным.
И лишь в 1972 году, благодаря фильму «Монолог» Ильи Авербаха, где актриса сыграла ворчливую, тщетно мечтающую изменить свою судьбу домработницу академика Сретенского (М.Глузский), кинозрители познакомились с яркой, выразительной игрой Евгении Ханаевой.
После этой картины актриса стала регулярно сниматься в кино. Настоящая слава пришла к Евгении Ханаевой после выхода на экраны картины Владимира Меньшова «Розыгрыш».
Фильм о девятиклассниках, которые вступили в сложный период становления и самоутверждения.
Ханаева исполнила роль учительницы Марии Васильевны Девятовой — умной, справедливой, преданной своему делу, которая любит своих ребят, и искренне пытается понять их мысли и увлечения.
Фильм имел огромный успех. А на киностудию стали приходить письма от родителей подростков на имя Ханаевой, которые делились своими проблемами и просили у нее совета.
К слову сказать, поначалу Ханаева отказывалась от съемок в фильме. Но Меньшов очень хотел ее снять и сумел-таки уговорить. Интуиция его не подвела.
За эту работу Евгения Никандровна получила в 1977 г. на ВКФ в Риге премию «За лучшее исполнение женской роли», а в 1978 г. — Государственную премию РСФСР имени Н. К. Крупской.
Эта картина стала дебютной режиссерской работой Владимира Меньшова в большом кино. Также в этом фильме дебютировал актер Дмитрий Харатьян.
Из наиболее ярких киноработ актрисы следует отметить ее характерные возрастные роли в фильмах «По семейным обстоятельствам» (Изольда Тихоновна), «Старый Новый год» (Анна Романовна),
«Куда исчез Фоменко?» (мать Фоменко). Кроме того, Евгения Ханаева сыграла много ярких ролей на сцене МХАТа, в котором служила долгие 40 лет.
Евгению Ханаеву нельзя назвать красавицей — она была необыкновенно женственной и этим привлекала. Ее мужем стал экономист Анатолий Успенский.
Они познакомились во МХАТе, куда Анатолий часто приходил к отцу, который работал там главным бухгалтером. Романтические отношения молодых людей закончились свадьбой, а в 1953 году у пары родился сын Владимир.
Но, прожив с мужем несколько лет, Евгения поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее. По рассказам коллег актрисы, она стала чаще задерживаться в театре и все реже проводить время в кругу семьи.
И вот в 1961 году в театре появился новый актер — Лев Иванов, который стал партнером Ханаевой по сцене. Между Евгенией Никандровной и Львом Васильевичем вспыхнули настоящие чувства.
Они стали встречаться. Лев Васильевич также был несвободен, но не мог развестись и оставить больную жену. А Ханаева этого не требовала.
Ей было достаточно того, что она встретила мужчину, который подарил ей настоящую любовь. И эту любовь она пронесла до конца своих дней.
Вести двойную жизнь, обманывать мужа и сына она больше не могла. Она ушла из дома к родителям и полностью прекратила общение с семьей.
Сыну на тот момент было 11 лет. Многие коллеги актрисы стали осуждать ее, но на это она не обращала внимания.
Жила так, как хотела. И лишь через 19 лет впервые позвонила своему сыну. Они встретились, но о прошлом ни сын, ни мать не говорили.
В середине 80-х Евгения Никандровна попала в небольшое ДТП: сильно затормозила, и голова резко дернулась назад. Из-за смещения позвонков актрису стали мучить ужасные головные боли.
В октябре 1987 года Евгении Ханаевой была сделана операция, но из комы она не вышла. Ушла из жизни 8 ноября 1987 г. А через три года не стало Льва Иванова.