Аллу Демидову называют «царицей кинематографа». Талант, благородство, аристократизм духа и яркая индивидуальность всегда отличали её от многих других актрис.
В ней есть необычность и тайна, удивительная глубина и редкая интеллигентность. На счету артистки более пяти десятков ролей в кино, но на первом месте для нее всегда была сцена.
Демидова сыграла много ролей, но никогда не играла саму себя. И только прочтя сценарий «Зимней вишни», узнала в образе обманутой жены Вадима себя.
Это ее с мужем жизнь отразилась в сценарии, который он написал для фильма. Но даже несмотря на это, актриса осталась по-настоящему любящей женщиной.
Алла родилась в Москве в сентябре 1936 года. Её детские годы пришлись на тяжелое время войны. Отец погиб на фронте.
Девочку воспитывали мама и бабушка. Они, как и многие в то время, очень сильно нуждались, пока мать вновь не вышла замуж.
Материальных благ прибавилось, а вот на дочь времени стало еще меньше. Алла не помнит ни празднования своих дней рождения, ни подарков, ни походов с мамой в кино или цирк. Только бесконечные серые будни.
Единственным развлечением ребенка был кружок самодеятельности при школе. Девочка обожала выступать сцене для зрителей.
Конечно, Алла мечтала стать актрисой, но плохая дикция не позволяла ей поступить в театральное училище.
Демидова окончила экономический факультет МГУ. Но мечта о сцене не покидала ее. В течение года она усердно занималась с логопедом, и ей удалось улучшить свою речь. На следующий год Алла стала студенткой Щукинского училища.
Девушке повезло попасть на курс, которому суждено было составить основу труппы нового театра на Таганке. Хотя сама она грезила о сцене другого — Театра имени Вахтангова.
Но там ей отказали. Впоследствии актриса, конечно, ничуть не пожалела об этом. Хотя поначалу очень расстроилась и даже плакала.
Но именно зрители легендарной «Таганки» оценили ее необыкновенный талант и стали ей родными. Здесь она сыграла свои лучшие роли.
За один только роскошный спектакль по А.П.Чехову «Вишневый сад» ей можно поставить памятник при жизни.
Здесь Алла познакомилась с Владимиром Высоцким, которого до самой его смерти считала своим другом. Она знала о всех его слабостях и всегда защищала.
В кино Демидова пришла в 1957 году. Это была крохотная роль в картине «Ленинградская симфония». После режиссеры не спешили приглашать ее в свои картины. Возможно, внешность Аллы для советского кино считалась нетипичной.
Сама же она признавалась, что очень избирательно относилась к сценариям. Ей претило оставаться в однотипном образе, хотелось двигаться вперед и экспериментировать.
Тем не менее в ее кинокопилке более полусотни разноплановых киноролей, а пика популярности актриса достигла в 70-80-е годы.
«Пиковая Дама», «Щит и Меч», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Дети Солнца», «Стакан воды», «Настройщик».
Своим режиссёром Алла Демидова считает Андрея Тарковского, хотя сыграла у него лишь небольшую роль в «Зеркале».
Еще студенткой Алла стала женой переводчика Владимира Котелкина. Но этот брак не оставил в ее судьбе даже воспоминаний, об был слишком коротким.
Всю свою жизнь она любила только одного мужчину: своего мужа, сценариста Владимира Валуцкого.
Только с ним ее объединяли общие интересы и духовное единство. А для Аллы духовная составляющая была гораздо важнее всех остальных чувств на свете.
Владимир взял на себя большую часть всех домашних хлопот, так как Алла никогда не считала себя идеальной хозяйкой. Окружил ее заботой и вниманием. Друзья и коллеги видели счастливую, успешную семью.
Вот только за кадром их жизни кипели настоящие страсти. Владимир частенько увлекался другими женщинами, которые его окружали.
История любви сценариста с актрисой Надеждой Репиной была даже запечатлена в сценарии «Зимней вишни», который он сам и написал. Но что там правда, а что нет, не знает никто.
Алла была в курсе этого романа. Но мудрая женщина никогда не устраивала сцен ревности. Узнав о внебрачном ребенке мужа, девочке Саше, актриса решила не опускаться до выяснения отношений. Просто простила.
Простила и прожила с Валуцким в горе и в радости более 50-ти лет, до самой его смерти. Последние несколько лет сценарист сильно болел.
Алла, как верная жена, заботилась о нем, поддерживала и любила. Уже позже она признается, что никогда не знала, что такое настоящее счастье, не познала материнских чувств, но благодарна мужу за все!
«Счастье — понятие сиюминутное, это ощущение гармонии себя с окружающим миром, с Космосом, со всем, что происходит здесь.
Оно на секунду дается… Со стороны, у меня вполне удавшаяся биография, но счастье…»,- сказала как-то Алла Сергеевна.
В 2021 году вышел документальный фильм Аллы Аркус «Кто тебя победил никто». Задуманный и воплощенный в жизнь как дань уважения к юбилею актрисы.
Глубокая история начинается с детства Демидовой и проводит зрителя через ее жизнь, творчество и воспоминания о любимом человеке, который был ей так близок.