За способность к перевоплощению его называли «великим лицедеем». Пожалуй, не было образов, которые Евгений Лебедев не мог создать на сцене и в кино.
Человек трудной судьбы…. Он не прощал несправедливости не только другим, но и самому себе.
Трудное детство сына священника
Евгений Лебедев появился на свет 15 января 1917 г. в городе Балаково Саратовской области в семье священнослужителя. И практически всю жизнь был вынужден скрывать свое происхождение.
Надо сказать, что жизнь здорово его потрепала, доставила много горя и невзгод. С десяти лет Женю воспитывали дед и бабушка.
Учился в школе, в ФЗУ, а в 1932 году поступил в самарский ТРАМ. Очень скоро там узнали, что Женя из семьи священника, и он был исключен.
Начало творческого пути
Приехав в Москву, поступил в студию Театра Красной армии. В 1936-1937 г.г. учился в Центральном техникуме театрального искусства (ЦЕТЕТИС, теперь — ГИТИС), с 1937 года был студентом училища Камерного театра.
Трудно приходилось, надо было постоянно работать во время учебы — разнорабочим, бутафором, грузчиком. Часто голодал, ночевал на вокзалах и даже на улице.
В 40-м году переехал в Тбилиси, стал актером ТЮЗа. Именно там и произошло знакомство с Г.Товстоноговым, с которым их связала прочная мужская дружба и творческая судьба.
В тбилисском ТЮЗе сыграл Павку Корчагина («Как закалялась сталь»), Митрофанушку («Недоросль»), Сергея Тюленина («Молодая гвардия»).
Друг Сашка Климкин
Они подружились, учась на первом курсе ЦЕТЕТИСа. Это была настоящая дружба: вместе постигали азы актерского мастерства, жили в одной комнате общежития, разделяя пополам радости и печали, поддерживая друг друга в трудную минуту.
Лебедеву Сашка напоминал чем-то отца. Высокий, видный, голубоглазый парень обладал прекрасным низким голосом.
У отца был красивый бас-контанте, и маленький Женя, слушая как поет папа, хотел иметь такой же голос — мечтал, когда вырастит, стать оперным певцом. Но голос отца Жене по наследству не перешел и с этой иллюзией пришлось расстаться.
После переформирования ЦЕТЕТИСа в ГИТИС, Александр как и Евгений, в этот вуз рекомендован не был, но друзьям разрешили остаться в общежитии, пока не поступят в другую театральную школу.
Стипендию уже не платили, а жить на что-то нужно было. Первым устроился на работу Сашка, зарплату которого делили на двоих. Когда друг уволился, стали жить на стипендию Жени, поступившего в школу Камерного театра.
Климкин же, имея хороший голос устроился в ансамбль Александрова, куда его сразу взяли.
Краснознаменный ансамбль к тому времени стал выезжать с гастролями за границу, и Саша делился с Евгением впечатлениями о первой своей поездке в Париж, где ансамбль завоевал Гран-При на Всемирной выставке.
Потом ансамбль вылетел в Лондон, и по какой-то политической причине, его долго не пускали обратно в Союз. Информации было мало, Евгений волновался за судьбу своего друга.
Но все обошлось, коллектив благополучно прибыл на Родину. Узнав об этом Евгений, сразу бросился разыскивать своего друга. Нашел его в ресторане ЦДКА.
На Сашке был цивильный костюм и он о чем-то увлеченно беседовал с сидящими за столиком коллегами по ансамблю. Лебедев окликнул его.
Сашка повернулся, махнул рукой, дескать, «мне некогда!», и отвернувшись продолжил беседу с коллегами.
Лебедев понял, что его дружба Сашке уже не нужна. У него были новые друзья, новый круг общения, в который студент Лебедев уже не вписывался.
Больше Сашку Лебедев никогда не видел и не хотел видеть. Сашка тоже не искал встречи с ним.
В свои мемуарах Евгений Лебедев напишет, что такой дружбы, как с Сашкой Климкиным, у него больше никогда не было. Да и не могло быть. После предательства друга он престал верить в дружбу.
Таиров
Имя создателя Камерного театра режиссера Александра Таирова в 20-х-30-х годах гремело на всю Москву.
Его спектакли собирали аншлаги, а постановка «Оптимистической трагедии» была признана критиками одной из лучших на то время.
Именно после просмотра «Оптимистической…» Лебедев сделал выбор в пользу театральной школы Камерного театра, а Таиров стал для него первым учителем, который на практике научил его специфике и культуре театрального искусства.
После отъезда Евгения Лебедева в тбилисский ТЮЗ, Таиров писал письма своему любимому ученику с просьбой вернуться в «родные пенаты». Приезжая из Тбилиси в Москву Лебедев первым делом забегал в «Камерный» к своему учителю.
Рассказывал о своей творческой жизни, советовался. Вокруг Таирова в театре всегда собиралось много людей, он был в центре внимания, к каждому актеру находил подход, все доходчиво объяснял, а атмосфера в театре была свободной и непринужденной.
Тучи над Таировым стали сгущаться в 1936 году, когда его сатирическую постановку «Богатыри» подвергли резкой критике и обвинили в «идеологической неграмотности».
Таиров продолжал работать и в 1945 году даже получил высшую награду — орден Ленина. В 1948 году удар был нанесен уже по самому театру, были запрещены постановки зарубежной драматургии, а Таирова обвинили в космополитизме.
Против него ополчились буквально все. Появились разгромные статьи в газетах, от него отвернулись режиссеры, актеры и даже зрители. И в 1949 году Таиров был уволен из театра, который он создал и которому посвятил всю свою жизнь.
В 1950 году Лебедев случайно встретил Таирова, которого не сразу узнал. Это был болезненного вида старик, который с трудом поднимался по лестнице. Лебедев не подошел к нему, не поздоровался, не подал руки.
А через два месяца Таирова не стало. Всю свою жизнь Лебедев не смог простить себе, что не поддержал его тогда, не посочувствовал, а смотрел из-за угла как его отвергнутый всеми учитель уходил в небытие.
Кино и театр
Лебедев был предельно убедительным и необыкновенно разным на сцене и в кино — сыграть мог абсолютно всё.
Больше 40 лет служил в знаменитом БДТ. Из его театральных работ следует отметить спектакли «Достигаев и другие» (Алексей Матвеевич Губин),
«Идиот» (Рогожин), «Мещане» — Бессеменов, «Энергичные люди» (Кузькин), «История лошади» — Холстомер и множество иных ярких, ключевых ролей.
Кому не посчастливилось увидеть Лебедева на сцене, отлично знают его по киноработам. Впервые появился на киноэкране в 1952 году, исполнив крошечную роль Кащея Бессмертного в фильме «Римский-Корсаков».
А в 1955 году сыграл свою первую большую роль — Ромашова в «Двух капитанах». Снимался много, но в начале это были эпизоды. И лишь с 70-х годов режиссеры стали предлагать Лебедеву главные роли.
Всего на счету Евгения Лебедева почти сто работ в фильмах и фильмах-спектаклях. Агафон Дубцов в «Поднятой целине», белогвардейский полковник в фильме «В огне брода нет», дед Нечипор в «Свадьбе в Малиновке», Мармеладов в «Преступлении и наказании» и др.
Личная жизнь
Евгений Лебедев был очень закрытым человеком. Редко смеялся, как будто всю жизнь его терзала душевная боль. Но вместе с тем отличался добротой и мягкостью характера.
Был разносторонне одаренной личностью — в музее БДТ хранятся портрет Товстоногова, выполненный из гальки, две женские фигурки из ракушек — «Дама с собачкой» и «Дама без собачки» (так она была названа), мастерски выпиленный профиль Товстоногова.
Был дважды женат. Первая супруга — актриса Наталья Петрова. В семье родилась дочь Ирина. Вторая жена — Натела Александровна Товстоногова, сестра Георгия Александровича.
Сын — Алексей Евгеньевич Лебедев, впоследствии кинорежиссёр. Евгений Алексеевич Лебедев ушел из жизни 9 июня 1997 года. Ему было 80 лет.