Высокого роста, крупный, плотного сложения с низким раскатистым голосом — и чрезвычайно, совершенно по-детски ранимый. Светлый человек необыкновенной доброты. Его очень любили — коллеги друзья, знакомые.
Несмотря на то, что Павел Панков снялся в более чем ста фильмах и фильмах-спектаклях, фамилию актера вспомнят немногие. И это не удивительно, ведь кинорежиссеры использовали его типаж и к глубоким ролям не привлекали.
А ведь талант актера был гораздо шире предлагаемых ему ролей. И об этом говорят его немалые театральные работы.
Павел Панков родился 19 июля 1922 года в посёлке Усть-Ижора Петроградского уезда в семье, где было четверо детей. Отец — инженер, мама — математик. Все дети связали свою жизнь с театром.
Старший брат Василий — родоначальник актерской династии, был актером БДТ, затем театра Балтфлота, погиб в августе 1941 года в Балтийском море.
Сестра Татьяна играла в Малом театре, снималась в кино, а Нина была актрисой БДТ, преподавала в ГИТИСе.
Павел обожал театр и никем себя не видел, кроме как актером. В 1939 году он устроился на работу во вспомогательный состав театра имени Ленсовета, а во время Великой Отечественной войны служил в ансамбле Московского военного округа.
Затем поступил в студию Большого драматического театра имени Горького в Ленинграде, в 1947 году окончил ее и стал артистом БДТ.
Вскоре, однако, покинул БДТ, который в те времена переживал кризис, и уехал в Москву. В течение года служил на сцене театра им. Ермоловой, затем вернулся в Ленинград, десять лет играл в театре им. Ленсовета и в театре Комедии.
А с 1965 года по приглашению Г.Товстоногова стал вновь актером БДТ, в котором служил до конца дней.
Незабываемые работы: генерал Варравин — «Дело» А.В.Сухово-Кобыллина, Фамусов — «Горе от ума» А. С. Грибоедова, архиепископ Йоркский — «Король Генрих IV» У. Шекспира, Брюхатый — «Энергичные люди» В.М.Шукшина,
Генерал — «История лошади» Л.Н.Толстого, и, конечно, бесподобный Тетерев в постановке Г.Товстоногова «Мещане».
Актер Панков был всегда разный. И это, надо отметить, при минимальном гриме. Резко менялась лишь внутренняя суть образа.
Панков умело распоряжался своим самобытным актерским арсеналом, постоянно стремясь, по его собственным словам, «каждую роль начинать словно с чистой страницы и так, чтобы чистая страница заполнялась очертаниями совершенно новых образов».
Панкову удавалось не повторяться, даже если предлагаемые ему характеры внешне были чем-то схожи. В кино стал сниматься поначалу в эпизодах («Академик Иван Павлов», «Александр Попов» и др.).
А первой заметной ролью стал Харитон Мордатенков, сосед учительницы Сергеевой по коммунальной квартире, в незабываемой комедии «Волшебная сила искусства». Его партнёром был Аркадий Райкин.
Однако кинороли были преимущественно второго плана, отрицательного либо комического характера. На их фоне выделяется ярко созданный образ прокурора Берга в четырёхсерийном фильме «Жизнь и смерть Фердинанда Люса».
Снялся в картинах «Умные вещи», «Врача вызывали?», «Шаг навстречу», «Агония», «Жизнь и смерть Фердинанда Люса», «За пять минут до катастрофы» и др.
В Панкове поражала его искренность, естественность. Подчас казалось, что его и в кадр-то взяли просто как типаж, а типаж вдруг возьми и развернись в колоритного персонажа с характером.
Павел Петрович был активным членом Ленинградского общества книголюбов. Он собрал громадную библиотеку, знал наизусть массу стихов, замечательно их читал. Любил свой теплый, уютный дом. Жена Марина Адашевская, актриса. Два сына, внуки.
Павла Петровича Панкова не стало 20 июля 1978 года. Он не раз говорил и жене и коллегам по театру, с какой-то странной убежденностью и спокойствием, что в 56 лет его не станет. Так и случилось, на следующий день после его 56-летия.